Защитники музея современного искусства в Костроме добиваются встречи с губернатором

04.08.2023

Вопрос о будущем муниципальной художественной галереи в Костроме всё ещё остаётся открытым. Музей с 27-летней историей хотят передать на баланс области, что, по мнению культурной общественности, может стать ликвидацией выставочной площадки и её уникальной коллекции.

Галерея на площади Мира, основанная в 1996 году, развивается как музей современного искусства. Здесь проходят выставки именитых авторов и начинающих художников из Костромы и районов области, проводятся мастер-классы для детей и молодёжи. Известие о том, что муниципальный музей передают на баланс области, стало сюрпризом для всех.

– Это было абсолютно неожиданно для коллектива нашего. Мы не смогли получить каких-то точных, внятных ответов о причинах такого перехода, – говорит директор Муниципальной художественной галереи Вера Прямикова.

Скандал вокруг галереи не стихает почти месяц, но чиновники из департамента культуры так и не смогли объяснить дальнейшую концепцию её развития. Ситуация неопределённости фактически парализовала работу музея.

– Никакого документа до сих пор нет. Вся эта кутерьма, которая происходит вокруг галереи, которая дезорганизовала работу галереи, она никакого документа в основе своей не имеет, – объясняет председатель костромского отделения ВООПИК Николай Сорокин.

Ребром встаёт и вопрос судьбы уникальной коллекции галереи, которая насчитывает более трёх тысяч произведений. Её оценочная стоимость – 50 миллионов рублей, но реальная – гораздо выше. Значительная часть музейных фондов – это дары художников и коллекционеров. Они подчеркивают, что работы были подарены городу и непосредственно самой галерее, а не абстрактному кругу лиц, который может стать владельцем музейной площадки.

– Это невозможно! Вот, я в каком положении сейчас – бороться за эту коллекцию, если всё это будет передано? Я не увижу этой коллекции. Здесь я хоть знаю, работают, я вижу заинтересованность, я вижу любовь, – возмущена художник, вдова художника Алексея Мухина Алевтина Шевалдина.

– Я горжусь тем, что мной были подарены работы в галерею Павла Беляева и Александра Аханова – это золотые имена, которые вписаны в историю костромского края. И мне как дарителю не очень понятна, ясна эта ситуация, которая происходит с галереей, — поясняет художник Ксения Головкина.

– Я подарила городу больше десятка своих работ и работ из своей коллекции. Вот эта работа из моей коллекции – одного из лучших наших художников Александра Бекасова – и в принципе, мне совершенно непонятно, почему моему городу не нужно то, что я подарила. Самое ценное, можно так сказать, – говорит художник Наталья Смирнова.

Есть и другая тонкость, которую не учитывают инициаторы реорганизации. Принять решение о передаче коллекции на уровне региона невозможно. Художественные работы внесены в реестр Музейного фонда России, а значит, сделать это можно только с позволения Министерства культуры.

– Чтобы передать коллекцию сформированную – это решение должно принимать Правительство России, а не чиновники, которые сидят в кабинетах. Потому, что дарители – они дарили эти работы муниципальной галерее и городу, городу Костроме. А дальнейшая судьба этой коллекции под вопросом, – заявляет кандидат искусствоведения, член правления Костромского отделения Союза художников России Татьяна Касторская.

К слову, интерес к музейным фондам галереи высок. С марта по июль для коллекции костромского музея был выделен отдельный зал в Доме культуры «ГЭС-2» в центре Москвы. Сегодня это одна из ведущих в России площадок для демонстрации современного искусства. Накануне в соцсетях была запущена информационная кампания с целью очернить муниципальную галерею. Выставленные в ГЭС-2 работы костромских художников, среди которых скульптур Александр Ерёмин – автор бронзовой собаки на Сковородке, анонимные авторы назвали «уродством» и «блевотиной». Сами художники заявляют – да, это не реалистическое искусство, с которым все привыкли ассоциировать Кострому. Но разве это плохо?

– В самом интересном месте в центре Москвы была выставка, где была написана благодарность галерее, много моих друзей посмотрели эту выставку, просто приходили, говорили, что мы гордимся. Это действительно уникально. Это первый город, который был вот так представлен в музее современного искусства, – говорит Наталья Смирнова.

Московский Дом культуры «ГЭС-2» уже выразил свою поддержку галерее в официальном письме наряду с другими музейными площадками России. За сохранение галереи выступили костромское и ярославское отделения Союза художников, а также лично многие деятели культуры, среди которых – писатель Павел Романец, народный артист России Владислав Гостищев, дирижёр Павел Герштейн, почетный гражданин города Костромы Юрий Лебедев и многие другие.

– Всегда, испокон веков было: если музей сформирован, встал на ноги, пополняется коллекция, тем более сделан каталог – это уже характеризует его как полноценный художественный музей. Это организм, который развивается и делает всё для пропаганды лучших произведений изобразительного искусства в Костроме, – считает Татьяна Касторская.

Решение о передаче галереи на областной уровень первым озвучил губернатор Сергей Ситников. Однако часть общественности полагает: идея реорганизации принадлежит группе художников, которая надеется завладеть помещениями галереи. Это более 600 квадратных метров практически в центре Костромы.

– Хорошо бы посмотреть в глаза этим инициаторам, чтобы они нам, посмотрев в глаза, объяснили свою позицию – для чего необходимо поднимать такой кипиш в городе. Эти люди толкают нас назад, а не вперёд, – говорит скульптор, член Союза художников России Иосиф Дашевский.

– Поскольку я коренной житель, уже 70 лет живу в Костроме, я нашим властям 100% не верю. Они всё под ковром сделают и нас не спросят, – уверена член Союза художников России Мария Теплова.

Внести ясность в происходящее могла бы встреча с губернатором Костромской области. Сейчас её добиваются работники муниципальной галереи и общественники.

Телекомпания «Логос»